После 6 месяцев моральной подготовки (Во Францию очень хотелось, но было так страшно!), совмещенной с годом совершенствования английского (Как же я жалела о том, что не выучила английский в школе!) и 2 недель ожидания визы, в конце января 2013 года я села на самолет «Москва – Мюнхен – Париж».
До последней секунды я не могла поверить, что через пару часов окажусь в стране, о которой мечтала весь последний год!
…Итак, наш координатор Себастьян встретил нас с подругой на вокзале и отвез в общежитие.
Мои самые первые впечатления были ужасными, честно говоря… Забыла сказать, что жили мы на севере Франции – город Лилль. Замечательный городок. Но вот зашли мы в наше общежитие, и первый мой вопрос был – «И мне тут жить все 4 месяца»? Я увидела голые стены комнаты, и так как не имела опыта жизни в общежитии, начала подумывать о том, чтобы вернуться домой. Но шло время, комната приобрела жилой вид, соседи становились друзьями, и я начала привыкать. Все стало мало по малу налаживаться.
Первые мои впечатления от учебы были двоякие. Дело в том, что когда я пришла на первое занятие с незнакомыми на тот момент одногруппниками, и стала слушать лекцию, я поняла, что не то что не понимаю, а даже не улавливаю ничего из того, что говорит профессор!
Для меня, которая учила язык только год, да и не практиковалась нигде, было очень сложно воспринимать английский на слух. Но спустя недели две, я с удивлением обнаружила, что уже не только понимаю лекции на английском, но и могу сама спокойно говорить на нем.
Конечно, тяжело давались первые выступления на английском, первые доклады, презентации, но, поверьте мне, это колоссальный опыт.
Моим (и не только моим) любимым предметом оказалась французская культура. Ее преподавала очень интересная молодая женщина. Мы посещали знаменитые места Лилля вместе с экскурсоводом, который подробно рассказывал нам о тех или иных сооружениях, фактах, событиях. Посетили католическую церковь. Побывали в местной бакалее, где нас угостили местной вкусняшкой. Так же на французской культуре мы готовили мусс, по специальному рецепту, а затем всей группой с наслаждением поедали его. Запомнился ещё один день, когда мы тестировали более 20 видов разных сыров. Были даже сыры с 7 летней выдержкой. Ну, одним словом не учебный предмет, а сказка! Ты посещаешь его и получаешь только колоссальное удовольствие от этого.
И вообще практически все предметы доставляли удовольствие, потому как ты понимала, что они приносят пользу и дают реальные знания, которые ты можешь применить на практике.
Ну а теперь, давайте вспомним наши университеты. Вспомните все предметы, которые были у вас в университете и назовите хотя бы один, который реально пригодился вам в жизни?! Меня все еще удивляют некоторые предметы.
Например, на первом курсе в Ижевске у нас был предмет с загадочным названием КСЕ — концепция современного естествознания… Я до сих пор не могу понять, для чего нам, будущим экономистам по специальности «Бухгалтерский учет, анализ и аудит» нужен этот предмет? Куда бухгалтера могут применить полученные в вузе знания химии и физики? «Для общего развития» мы уже учили химию с физикой в школе… Да и ещё куча таких предметов, которые просто не нужны в жизни.
А высшее образование за рубежом организовано так, что, изучая каждый предмет, четко понимаешь: для чего ты его учишь, и это дает стимул учиться, а потом искать возможность применить знания на практике.
Спустя какое-то время мы сблизились с нашей группой, все стали настолько родными, что мы с удовольствием общались за пределами университета после занятий. Устраивали вечеринки, вместе посещали разные мероприятия, гуляли, ходили по магазинам, готовили, одним словом очень здорово проводили время. Так как Лилль находится на севере Франции, то погода нас не баловала, дожди, ветра – все это было, но стоило выглянуть солнышку и мы с нашей дружной компашкой отправлялись гулять по этому замечательному и по своему уникальному городу.
Конечно, были и трудности, без этого никуда.
Основная проблема, с которой мы столкнулись, и потом сталкивались на протяжении всего пребывания там, это — незнание французского. Конечно, очень много французов говорят на английском, хотя акцент у многих очень смешной, но говорят они с неохотой и не всегда могут ясно изложить свою мысль. Были у нас занятия французского 4 часа в неделю, преподавал один обаятельный француз, который практически не говорил на английском. Пытаясь что то объяснить нам, он просто изображал это. И порой, когда я разговаривала с ним на английском, мне казалось, что он совсем не понимает меня. Было сложно изучать язык, когда тебе французский объясняют на французском. И я всегда думала, ну это ж то же самое, если я тебе сейчас русский буду преподавать на русском. В итоге, так и уехали без языка.
Ну а остальные трудности, я даже и вспомнить не могу, потому они были настолько несерьезные, что вспоминая, просто появляется улыбка на лице.
Были такие случаи, когда мы ездили без билетов в метро. А в Лилле такое метро, что тебя никто при входе не проверяет. И пару раз мы так наталкивались на контролеров, которые очень мило нам, улыбаясь, пытались выписать штраф, если я не ошибаюсь, в размере 40 евро. Но у меня, почему-то всегда обходилось. Я говорила: извините, я только пару дней здесь живу и автомат мою карту не принимает, а налички у меня нет… Но в общем русское обаяние у меня всегда побеждало. Но повторять не рекомендуется. Мою подругу все-таки оштрафовали. Но именно после таких ситуаций есть что вспомнить и посмеяться.
Впечатления от поездки, просто незабываемые! Мы очень много путешествовали. Конечно же, посетили прекрасный, неповторимый город – Париж, побывали в Бельгии, даже в Испанию слетали на 4 дня, в то время, когда у нас были каникулы.
За четыре месяца пребывания там, я получила столько опыта, эмоций, воспоминания, сколько я не получила здесь за 10 лет. Теперь я могу точно сказать, что самое яркое впечатление в моей жизни, это и есть обучение во Франции. Мои надежды не просто оправдались, я даже и не представляла, что все будет настолько замечательно. Уже 5 месяцев, как я покинула эту страну, но я до сих пор мысленно нахожусь там и до сих пор помню практически каждый мой день проведённый в этой прекрасной стране.
Я приобрела огромное количество друзей из самых разных стран: Бразилия, Япония, Турция, Литва, Франция, Россия, Швеция, Марокко, Индия, Румыния, Германия. Так как у нас была международная группа, приехали ребята из 13 стран. И мы до сих пор поддерживаем связь, переписываемся в Facebook, делимся чем — то новым, выкладываем наши фотографии, поздравляем с праздниками и просто пишем, как мы скучаем друг по другу и по тому времени, что провели во Франции. Я никогда и не думала, что настолько разные люди могут стать родными и близкими. Это неповторимо, когда ты познаешь столько культур!
Конечно, отдельное спасибо хочется сказать всем преподавателям школы, которые с теплом приняли нас, поделились своими знаниями и помогли нам адаптироваться в чужой для нас стране. Кстати, могу сказать, что все преподаватели были очень интересные. Это были люди, которые работали в крупных, известных компаниях, которых было интересно слушать, и можно было очень многое почерпнуть от них. Некоторых слушали с открытым ртом. Притом, у них преподаватели относятся к студентам как к себе равным. Нет какого-то деления. Ты можешь в любую минуту подойти к ним и попросить помощи или просто посоветоваться. У нас не было лекций, на которых бы мы неотрывно писали (я думаю, вы понимаете о чем я…). Как правило, преподаватель показывал презентацию, параллельно что — то рассказывая и дискутируя с нами. И лекции в режиме дискуссий приносят куда лучший результат, нежели бессмысленное переписывание учебников под диктовку.
Так же у нас был координатор, Матильда. Она связывалась с нами до приезда и во время нашего пребывания там держала нас в курсе всего. Учебный план, события, расписание – вначале все это мы узнавали от нее. А потом сделали открытие — у нас есть расписание онлайн! То есть любые изменения в расписании мы тут же узнавали, не выходя из дома. С любым организационным вопросом мы шли к ней, и она всегда старалась помочь. Всегда старалась сделать наше пребывание там максимально комфортным. И, даже после нашего отъезда она написала нам – узнала как мы доехали и поблагодарила за все. Было очень приятно.
Мои дальнейшие планы. Сейчас, после поездки, я точно знаю, чего хочу. Продолжать образование я буду только во Франции. Моя магистратура во Франции меня ждет!
Я настолько полюбила эту страну, людей, атмосферу, что просто не могу оторвать от сердца. Сейчас интенсивно изучаю французский, так как хочется во второй раз уже поехать с их языком. Конечно же, параллельно подтягиваю английский, для предстоящего экзамена – TOEFL, который необходим для поступления, ну и мечтаю, мечтаю снова оказаться там!
Конечно для осуществления моей мечты, предстоит много работы, усилий и терпения, но после этой поездки, во мне появилась уверенность в себе, которую уже никто не сможет сломить. Теперь я знаю точно, что все возможно, главное идти в нужном направлении и никогда, никогда не сдаваться. Потому что я по себе знаю – сколько раз я хотела все бросить из-за трудностей. Но сейчас я так рада, что дошла, прошла и испытала все это на себе.
Наша жизнь без трудностей становится скучной и только приобретая, что-то, испытав при этом огромное количество сомнений, страхов, неудач, мы начинаем по настоящему ценить то, что в итоге получаем. Главное — поставить цель и начинать двигаться к ней. Пусть маленькими шажками, пусть через лавину неудач, через реку сомнений, но, в итоге, вы получите свой приз. А получив его, уже забудете о тех препятствиях, которые вам пришлось преодолеть.
Мне нравятся эти слова: «Разбить колени, идя по дороге жизни, лучше, чем разбить голову о стену сомнений». Дерзайте, пытайтесь, и вы увидите, что ваши усилия принесут результаты, о которых вы даже не мечтали! Это правда. Во Франции я в этом убедилась.
Удачи вам, если вы уже идете по пути к своей мечте или только вступаете на него! У вас все обязательно получится!
Ирина Неофитова
История ОЧЕНЬ интересная и поучительная (Она и автора характеризует). Спасибо!
Правда, не достает многих важных деталей. Например, во что это вылилось в РФ и во Франции. А преподавать русский язык иностранцам (РКИ) на русском можно. С выходом в речь (аудирование, говорение, чтение, письмо) с первого занятия!